teal and orange и два других
Часто, даже слишком часто мы видим в фильмах искусственно упрощенную палитру: синие или бирюзовые тени и оранжевые света. Особенно злоупотребляют этим фотографы и рекламщики. Выглядит "богато", но когда такое повторяется снова и снова, возникает усталость от слишком "перекрученного" цвета. Понятно, что без цветокоррекции здесь не обошлось, ведь реальность бывает далека от подобных картинок. Так зачем же все это? И стОит ли использовать что-то похожее в живописи? Это - не кадр из фильма, а просто иллюстрация к этой заметке. Картинку выдал для меня GigaChat.MAX по тегам: "волшебник одет в синий плащ лицо освещено сидит у костра в темной пещере". |
![]() |
За данным конкретным типом цветокоррекции закрепилось название - "teal and orange".
В английском языке словом “teal” называют маленькую уточку - чирка. У некоторых видов этих птиц на голове и на концах крыльев есть красивая сине-зеленая полоска. Отсюда и возникло название цвета - teal, цвет чирка.
Если забыть об утках, то гораздо удобнее использовать другое название этого цвета - циан. Это один из трех основных цветов в системе CMY(K). Считается, что цвет циан получается при смешении в равных количествах только синего и зеленого, без красного.
В реальности в такой смеси всегда присутствует третий компонент. Это может быть разбавитель - масло, уайт-спирит, лак; а могут быть белила, черная или серая, что-нибудь монохромное. В общем то, что требуется художнику в настоящий момент. Тогда, если не изменяя количество этого третьего компонента увеличить или уменьшить одновременно количество синей и зеленой красок, то изменится насыщенность цвета, он станет темнее или светлее. Также можно взять чуть больше зеленого или чуть больше синего. Получим зелено-синий или сине-зеленый циан. И все это будет teal.
А еще цвет teal называют цветом морской волны.
Есть еще цвет indigo. Название взято от растения, которое использовалось раньше для получения красителя глубокого синего цвета. Который тоже неоднозначен, существует множество его оттенков. Достаточно вспомнить какого цвета бывают джинсы.
В живописи определенности еще меньше. Художник может смешивать синий (а их много разных) и зеленый (их наверное не меньше) и получать тот цвет teal, который ему нужен в данном конкретном случае.
Ну а цвет orange не вызывает особых вопросов, апельсин - он всегда апельсин и цвет его - оранжевый. Хотя и здесь возможны, даже желательны вариации тона и цвета. Годится розовый и даже коричневый.
Термин teal and orange появился пожалуй и не так давно, но сам прием художники использовали можно сказать всегда. Серебро и золото. Так что это изобретение не фотографов и не киношников, и даже не нашего времени.

А. Ван Дейк. Лорд Джон Стюарт и его брат лорд Бернард Стюарт
Почему же teal and orange делает для нас картинку привлекательнее? Все дело в контрасте. Оба эти цвета очень насыщенные и одновременно очень контрастные по своей яркости.
Спокойный teal в соседстве с возбужденным orange всегда привлекает внимание. Особенно ценно то, что для нас такое сочетание цвета кажется совершенно естественным, а значит комфортным: синее небо и Солнечный свет.
Другого такого сочетания красок нет.
Кроме синего и оранжевого мы видим еще две пары на основе противоположных первичных цветов: зеленый/красный и желтый/фиолетовый(сиреневый). Конечно надо понимать, что название цвета является его очень приблизительной характеристикой. Любые рассуждения о цвете применительно к живописи не являются точной наукой. К тому же другой цветовой круг, а их много разных, покажет несколько другие пары. Но идея дополнительных пар цвета остается вполне рабочей в любом случае.

Цветовой круг Иттена
Конечно есть еще пары на основе противоположных промежуточных цветов. Но все они проигрывают по силе контраста трем парам первичных.
Пара зеленый/красный. Оба цвета очень насыщенные, но довольно темные. Поскольку контрастности яркости здесь почти нет, она явно проигрывает паре синий/оранжевый. Кроме того красный цвет очень уж напряженный. Как можно жить в такой комнате? Но красиво.

С.Ю. Жуковский. Красная комната
Пара желтый/сиреневый обладает сильным яркостным контрастом. Но художники давно поняли, что каждый этот цвет сам по себе довольно вызывающий. И если использовать насыщенные цвета, то будет грубо, вульгарно. На картине оно может показаться не совсем естественным потому что нечасто встречается в реальности, мы к нему не привыкли. В природе пожалуй только некоторые цветы осмеливаются выставлять такое на показ.
Сочетание желтый/сиреневый по-настоящему коварно: для подобных сюжетов художнику потребуются и опыт, и чувство меры. Приходится убирать насыщенность красок белилами или разбавителем, но так чтобы не получить белесоватость и немощность. В этом случае краски способны порождать очень гармоничные, даже нежные мотивы. В чем можно убедиться рассматривая те работы мастеров, в которых встречается такое сочетание цвета.

И.К. Айвазовский. Фрегат под парусом
Использование красок противоположных цветов может вызывать определенные сложности не только живописного, но и чисто технологического характера из-за того, что при их смешении возникает грязный, потерявший всякую привлекательность колер. Этой неприятности можно избежать, если следовать простым правилам:
- Чем неопределеннее границы, тем менее насыщенными должны быть краски в области их слияния. Для уменьшения насыщенности в смесь добавляют монохромные краски и/или разбавитель. Предельный случай - растяжка цвета. Если потренироваться, то можно растягивать довольно лихо. Может даже будет получаться как у Айвазовского.
- Для резких границ, когда нет риска смешения, можно конечно брать самые чистые и насыщенные краски, если это требуется по замыслу. Как это сделал Жуковский.
- Другой прием состоит в том, чтобы деликатно использовать между ними третий, промежуточный цвет.
Для пары синий/оранжевый подойдет розовый (но скорее всего не зеленый).
Для пары зеленый/красный можно использовать желтый или оранжевый но вряд ли синий.
Для пары желтый/сиреневый в качестве цвета-прокладки хорош оранжевый, может розовый но не голубой.
Интересно, что во всех случаях промежуточный цвет следует брать из той гаммы, которую в живописи принято называть теплой.
И конечно всегда следует помнить, что из любого правила бывают исключения. Возможно так и появляются иногда те хорошие вещи, которых не было раньше. И плохие тоже.